суббота, 16 июля 2011 г.

Спец инструменты для велосипеда.


Велосипед - это транспортное средство, в котором есть несколько весьма сложных технических узлов. К ним относятся: рулевая, каретка, задняя втулка с кассетой и трещеткой, дисковые тормоза. Для каждого узла при установке или демонтаже, необходимо использовать специализированные инструменты.
Можно конечно купить весь инструмент, чтоб не иметь проблем с обслуживанием велосипеда в дальнейшем. Так же можно пользоваться услугами вело-мастерских, в которых такой инструмент просто обязан быть. Но как вариант - некоторые спец инструменты можно сделать самому, тем самым сэкономить денег, да и еще понять как и что функционирует.

Начнем пожалуй с рулевой. Она состоит из таких элементов: стакан (труба рамы), шток передней вилки, сама рулевая (обычно она состоит из 6 деталей: 2 чашки, 2 конуса, 2 подшипника), вынос руля, якорь. Иногда ставят ограничительные, иначе проставочные, кольца.


Есть рулевые разных размеров: 1", 1.5", 1 1/8". Все они выглядят почти одинаково, различие лишь в диаметре и в некоторых нюансах, которые я здесь разбирать не буду. Так же у них одинаков процесс установки, и для него используется специальный пресс.
Нижняя часть пресса снимается, на неё, как и на верхнюю часть, одеваются чашки. Верхняя часть вместе с чашкой ставится в стакан, и затем уже одевается нижняя часть с чашкой. Всё центруется и закручивается пресс. Чашки встают на места. Обычно такой пресс стоит довольно дорого. Поэтому некоторые забивают рулевые молотком. Это конечно садизм. Проще использовать мозг - суть пресса в том, что он завинчивается, оставляя чашки в неподвижном состоянии (т.е. они не крутятся) и вжимает их в стакан. Поняв это можно сделать нехитрое приспособление из длинного болта большого диаметра (или шпильки), нескольких больших шайб и пары гаек. Работать будет точно таким же образом, но платить вы за это ничего не будете. Ни за установку, ни за сам инстурмент.

Вот так вот он выглядит в действии.

Теперь поднимемся вверх по рулевой - шток и якорь. 



Очень многие не знают действительного назначения якоря, и во всем интернете очень много мнений на этот счет. Некоторые говорят что он каким-то чудотворным образом "распирает" шток вилки, другие говорят что он сжимает подшипники в чашках.

На самом же деле якорь нужен лишь для того, чтоб вынос руля не соскользнул (вдруг) со штока вилки вверх. Якорь устанавливается не очень глубоко в шток вилки, на 1-2 см, и в него закручивается его болт с крышечкой, которая обычно так же сделана из стали, сверху всё закрывается колпачком. главная проблема - установить якорь ровно. Для этого так же существует весьма нехитрые приспособления, стоящие денег. Но можно обойтись и подручными инструментами, сделать всё дёшево и сердито.

Устройство и способ работы с таким инструментом описан на картинке, думаю всё понятно.

Теперь опускаемся ниже, к педалям и шатунам. Самой большой проблемой при замене каретки (иначе - педальная втулка), её настройке и смазке, являются шатуны. За время катания и интенсивного педалирования, сопровождающегося периодическими ударами и вибрациями, они налезают на ось каретки очень плотно, и "прикипают" к ней. Всё можно снять кустарным способом - доска и молоток, дешево и сердито. Но есть минус - снимая правый шатун, со звездочками, можно либо погнуть самую меньшую звезду, или погнуть сам шатун. Чтоб избежать этого, стоит обратиться в веломастерскую, или еще проще - купить себе специальный ключ, который называется "Съемник для шатунов". Можно посмотреть на устройство такого ключа и выточить у токаря точно такой же.
Внешняя гайка съемника (у которой внешняя и внутренняя резьбы), скручивается с болта, в неё вставляется "таблетка", и внешней резьбой она вкручивается в шатун, до упора (без насильства). Затем берем болт и вкручиваем его в эту гайку. Берем или рожковый ключ, или торцевой квадратный или шестигранный (слева переходник под торцевые ключи), и продолжаем вкручивать болт. И наблюдаем как сползает шатун. Делов-то! =)))

Теперь разберемся с кареткой. Каретка - педальная втулка - представляет собой набор подшипников, ограничивающих гаек и оси, на которую собственно и одеваются шатуны. Есть китайские, стандартные, почти как на отечественных велосипедах - голая ось, с одетыми сепараторными подшипниками. А есть современные - картриджные - они закрытые, не требуют обслуживания и не разбираются.

Стандартные каретки снимаются легко, любым разводным ключем, или рожковым, если найдете такой - на 35-38 мм. Это с правой стороны. Слева же всё раскручивается руками - там зажимная рефленая шайба-гайка.
Картриджные устанавливаются тоже просто - слева завинчивающаяся руками контроллирующая гайка, а вот справа нужен спец ключ. Есть два типа кареток - Shimano совместимые, к ним идет один ключ, и так называемые ISIS - к ним подходит совершенно другой ключ, хотя по виду каретки почти ничем не отличаются.

Съемник для Shimano кареток и совместимых с ними.
Съемник для ISIS кареток.
С такими инструментами снять каретку не предоставляет сложности. Иногда на левой стороне каретки гайка имеет квадратные прорези, для спец ключа. Таких прорезей всего три. Обычно такая гайка легко скручивается руками, но иногда можно использовать подобны ключ:

Его крючком цепляемся за прорезь в гайке, устанавливаем сам ключ на гайку и откручиваем.

Теперь переходим к заключительной части - съем и установка кассет и трещеток. Этим конечно мало кто занимается, потому что считают что кассеты (звездочки сзади) вечные. Но это не так - они снашиваются довольно быстро. Всё зависит конечно от стиля катания.

Есть кассеты с полой осью, а есть и нет. И для тех и для тех используются разные ключи. Опять таки их проще купить,стоят они не очень дорого, и продаются в любом велоотделе (кроме спортивных супермаркетов).
Съемник для кассет и трещеток с закрытой осью (самый распространенный ключ).
Съемник для кассет и трещеток с полой осью, с направляющим осевым штырем, для точности.
Теперь мы подошли к еще одной части велосипеда, которая в большей степени чем все остальные привлекает к себе внимание велосипедиста, вызывая различного рода проблемы, и требующая большего внимания - это цепь. За ней нужно постоянно смотреть, смазывать, доставать камешки и веточки, пучки травы забивающиеся между звеньями, и регулировать машинку, чтоб цепь перескакивала точно.

Но иногда случается что цепь очень сильно изнашивается. Это измеряется её удлиннением - оси звеньев стачиваются и худеют, что делает цепь несколько длиннее чем нужно. ДЛя измерения износа нужно измерить длинну 24 сегментов от оси до оси - каждый сегмент от оси до оси ровно 1/2", значит 24 сегмента - 12", или 304,8 мм.

304,8 мм - цепь новая
304,8-306,4 мм - цепь в норме
306,4-307,9 мм - цепь хорошо изношена, следует заменить
более 307,9 мм - на такой уже ездить нельзя

Для того чтобы заменить цепь её необходимо снять. Но как это сделать, если она намертво посажена на раму велосипеда? На отечественных велосипедах, и на некоторых современных, на одном из звеньев был замочек - звено с разрезом, которое легко поддевалось отверткой и цепь снималась. Сейчас отдают преимущество клёпаным цепям - у них нет замка, поэтому они гораздо крепче. Но и такую цепь снять можно, довольно легко. Для этого используется выжимка для цепи.
В вижимку заправляется одно звено, устанавливается аккуратно осью к выжимающему пину. Затем начинаем крутить ручку, только аккуратно, нужно поглядывать и поправлять цепь, если она вдруг сползает. Когда пин цепи выйдет из одной стороны цепи, пройдет через колечко внутри цепи, можно будет остановиться - если пин выдавить из цепи полностью - его будет очень трудно вставить обратно.
Выжимка для цепи так же продается почти в каждом велоотделе, и стоит весьма дешево.

Ну вот вроде бы и всё, самые необходимые спец ключи мы разобрали. А вообще для обслуживания велосипеда нам пригодятся рожковые ключи 5, 7, 8, 10, 14, 15; торцевые ключи 14 и 15; шестигранные ключи только лишь на 5, 6 и 8; плоская отвертка; изредка пригодятся ключи типа "звездочка" (из разряда шестигранников) - они в большей степени нужны для дисковых тормозов.

1 комментарий:

  1. Спасибо! Доступно, информативно!
    Отдельно спасибо за русскую смекалку по самодельному инструменту )

    ОтветитьУдалить