пятница, 18 апреля 2014 г.

Велошлем - необходимость или бессмысленность?



С приобретением велосипеда - встает вопрос о средствах первой защиты, таких как очки и шлем. Если с очками всё понятно - пыль, ветер, насекомые - они просто обязаны быть, без вариантов, то со шлемом всё сложнее и противоречивей. Попробуем разобраться в этом.
В европейских странах 90% велосипедистов носят шлемы. В США только 5% людей, имеющих велосипеды, не надевают шлем. Для них, за границей, шлем уже давно стал неотъемлимым атрибутом, который позволяет чувствовать себя более защищенным, как это комментируют сити-байкеры (велосипедисты катающие только по городу и парку). В России и Украине шлемы одевают всего 20-30% велосипедистов. Даже в вело-клубах не заставляют носить шлем. Потому что наши соотечественники считают шлем бесполезной вещью, да еще к тому же портящей внешний вид райдера (речь ведется о МТВ шлемах). В наших странах пропаганда шлемоношения не ведется, в отличие от европейских стран и США.

При этом. Многочисленными длительными исследованиями и опросом велосипедистов в Новой Зеландии, США, Австралии, и некоторых европейских стран, было доказано, что шлем - вещь для добровольного ношения и жизнь он может спасти лишь отчасти, и лишь при совпадающих для его функций обстоятельствах. Впрочем 90% опрошенных (а это не больше не меньше а 250 000 человек) считают, что для городских поездок из дома в парк или на работу - шлем вещь полностью бесполезная. Так ли это однозначно?

Начнем с того, какие виды шлемов вообще бывают и параллельно будем разбираться в их надобности.

Итак, шлемы бывают трех видов: МТВ, Котелок или же ВМХ, и Full Face, похожий на мотоциклетный.

Начнем с МТВ.
Вот так выглядит типичный МТВ шлем. Отличаются они между собой лишь количеством вентиляционных отверстий, наличием трикотажных сеточек в передних вентиляционных отверстиях, наличием козырька и технологией сборки.
Технология сборки бывает OutMold и InMold.
OutMold - внешняя пластиковая часть приклеивается к пенопластовой при помощи клея. Это дешевый и простой вариант сборки шлема. Со временем, а так же от жары и вибрации, такой шлем может попросту расклеиться.
InMold - внешняя пластиковая часть приплавляется к пенопластовой начинке на горячую химическую пайку. Таким образом получается практически однородная структура шлема, повышающая прочность и одновременно облегчающая вес.
МТВ шлем - в основном предназначен для гонок в стиле кросс-кантри и туристических поездок. Второе название шлема - кросс-кантрийный шлем. Суть его - обеспечить защиту головы райдера от веток деревьев в лесной зоне, от пыли и камней в гористой, а так же от Солнца в жаркую солнечную погоду. Без шлема - голова очень сильно греется на Солнце и плохо обдувается воздухом, в следствие чего может произойти тепловой или солнечный удар. Вентиляционные отверстия шлема сделаны таким образом, что воздух пройдет потоками и обдует голову, а переплетения шлема скроют большую часть головы от прямых солнечных лучей.
На счет его свойств обеспечения безопасности при падениях можно немного поспорить. Поскольку такой шлем всё таки предназначен больше для защиты головы от угроз идущих "сверху", он размещается на голове именно сверху, имеется в виду, что он не прикрывает виски и затылок. На затылке находится замок для подгонки обхвата головы. Есть всего несколько моделей МТВ шлемов закрывающих затылок - но их стоимость на порядок выше обычных.
При падении такой шлем лишь отчасти прикроет то место на голове, которым зачастую проще всего удариться. Так же при кувырке вперед через руль, человек в силу своей реакции смотрит в то место, куда собирается упасть, таким образом он упадет скорее лицом или челюстью. В таком случае если на шлеме будет козырек и при ударе он не сломается - может даже повредиться шейный отдел позвоночника, т.к. козырек приведет к смещению шлема вместе с головой назад.
Так же стоит взять во внимание такое обстоятельство - если при езде через лес или посадку на пути райдеру попадутся ветки растущие в сторону НА него - они с легкостью могут попасть в вентиляционное отверстие и подцепить шлем. А в силу хорошей фиксации шлема на голове - вместе с ним подцепится и весь велосипедист. Шлем врядли выдержит нагрузку и скорее всего расколется, но велосипедиста произошедшее сбросит с велосипеда, а сломанный шлем не спасет его голову при падении на спину, если на земле окажется торчащий корень или камень.
Стоит задуматься и учесть тот факт, что МТВ шлем - одноразовый: при получении сильного удара при падении с велосипеда или аварии, шлем портится, даже если видимых повреждений нет. Прессованный пенопласт сминается, нарушая плотную структуру ячеек. Они превращаются в мягкую гармошку, которая под давлением снова легко спрессовывается, а без давления - набирается воздуха и восстанавливает свою форму. Следующий удар в этой же области - в полной мере придется по голове и шлем нисколько не защитит.

ВМХ шлем или котелок.
Котелок в народе - шлем для экстремальных видов велосипедных дисциплин, таких как триал, дёрт, стрит, ВМХ. Называется так в виду своей формы. Такой шлем полностью закрывает всю голову, имея при этом всего несколько небольших вентиляционных отверстий.
Главная задача такого шлема - сохранить голову своего владельца в целостности и сохранности, поскольку дисциплина в которой он используется обязывает к очень частым падениям.
Котелки бывают разные. Есть выполненные по типу МТВ шлемов - внутри пенопластовая подложка, а снаружи пластиковый каркас. Так же есть простые пластиковые котелки с мягкими трикотажными вкладышами. Есть котелки из поликарбоната, карбона, а так же легких металлических сплавов. Но это уж через-чур хардкорно.
Котелок в отличие от МТВ не всегда плотно фиксируется на голове, поскольку не все модели имеют подстройку по обхвату головы. Они просто притягиваются ремешками под челюстью. Благодаря большой площади - котелок защищает всю голову райдера, кроме лица и челюсти. Но такие уязвимые места нашей головы, как виски и затылок - надежно прикрыты.
Такой шлем гораздо сложнее сломать, чем МТВ шлем, а так же совершенно невозможно подцепить ветками или чем-то подобным. Но в отличие от того же кросс-кантрийного шлема - в котелке гораздо более жарко, а вентиляция здесь скорее рудиментарна и оставляет желать лучшего.
Тем не менее такой шлем обеспечивает гораздо более высокий уровень безопасности для головы райдера и если говорить о езде в городской черте, по улицам и паркам в "матрасном" режиме (матрасить - кататься на велосипеде в спокойном ритме, по тротуарам, обочинам, через дворы; неагрессивная езда) такой шлем будет более предпочтителен, нежели МТВ.

Full Face, или закрытый шлем.
Такой шлем предназначен для самых экстремальных видов дисциплин, таких как даунхилл и фрирайд, а так же для агрессивного стрита, дёрта, дёрт-джампинга и агрессивного трейла. Обеспечивает самый высокий уровень безопасности для головы райдера. Закрывает всю голову целиком, прикрывает челюсть и лицевую часть. А в комплекте со специальными очками-маской - обеспечивает полную защиту головы.
Такие шлемы зачастую выполнены из поликарбоната или карбона, а в начинке у них - трикотажные мягкие подкладки для лучшей эргономики и большего анатомического комфорта. Так же трикотажные мягкие вкладыши гораздо лучше обеспечивают безопасность, чем прессованный пенопласт.
ФФ шлем выдерживает очень большие нагрузки и практически никакие удары ему не страшны. Спасает райдеров даже при падениях с больших высот и продолжительных кувырков по склонам холмов.
Одним единственным недостатком такого шлема можно считать то, что в нем очень и очень жарко, особенно в жаркую летнюю погоду. Но зато зимой в таком шлеме можно ездить лишь накинув легкий летний бафф на голову.
По городу в "матрасном" режиме в таком шлеме конечно перемещаться будет весьма неудобно. Да и своим дизайном он просто обязывает чтобы райдер был одет соответствующе.
Такие шлемы имеют самую высокую рыночную стоимость.

Подведем итоги.

МТВ шлем в виду своей дешевизны, легкости и продуваемости - врядли пригодится Вам для повседневной городской езды, так как не сможет обеспечить должного уровня защиты. А в силу своей одноразовой технологии - при любом ударе или аварии вам придется его выбросить и купить новый. В таком случае можно прибегнуть к ношению шлема для более активных дисциплин - котелка. Он лучше защитит Вас при падениях. Но в нем будет чуть жарче. Full face шлем - для самых отъявленных экстремалов. Он обеспечит максимальный уровень безопасности, но и доставит дискомфорт от жары.

В любом случае еще не придумали лучшей защиты, чем Ваша собственная бдительность и внимательность. А КАМАЗу будет абсолютно всеравно, какой шлем у Вас на голове! =)

Комментариев нет:

Отправить комментарий